Российский Союз Автостраховщиков (РСА) и его сервисы

Российский Союз Автостраховщиков (РСА) и его сервисы

Что такое РСА

РСА (Российский союз автостраховщиков) представляет собой некоммерческую организацию, созданную в 2002 году. РСА является первой в истории нашей страны организацией, объединившей всех участников обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) по принципу обязательного членства всех страховых компаний.

Цель РСА заключается в создании и реализации правил, которые позволяют упорядочивать процесс страхования в рамках ОСАГО. 

Сегодня в данный союз включены действующие члены (свыше 115 страховых компаний) и наблюдатели (свыше 10 страховых компаний).

РСА работает на основании закона «Об ОСАГО», соответственно, берет на себя возмещение ущерба пострадавшей стороне в результате ДТП в следующих случаях:

  1. Страховщик, у которого было застраховано пострадавшее лицо, стал банкротом или у него отозвали лицензию
  2. Виновник аварии скрылся с места происшествия, а найти его нет возможности
  3. У виновника отсутствует страховка

Функции РСА

  1. Упорядочивает процесс взаимодействия между членами союза
  2. Разрабатывает и внедряет обязательные для всех членов правила страхования, и в последующем берет на себя функции контроля за их исполнением
  3. Осуществляет представительские функции в органах власти
  4. Осуществляет компенсационные выплаты потерпевшим в ДТП

Большую роль в РСА играет резервный фонд, откуда производятся компенсационные выплаты. Данный фонд формируется за счет взносов членов РСА и составляет не менее 3-х % от собранных страховых премий.

РСА выгоден как для страховых компаниям (защищает и помогает в процессе страхования ОСАГО, снабжает бланками, берет на себя ответственность в случае банкротства), так и автовладельцам (возмещает по ДТП в случае, когда обычная выплата невозможна, защищает от недобросовестных страховых компаний).

Проверка ОСАГО на сайте РСА

Каждый автомобилист обязан страховаться по ОСАГО, вот только, к сожалению, не все добросовестно оформляют договоры со страховой организацией. В случае ДТП пострадавшая сторона может совершить проверку полиса ОСАГО виновника с помощью базы РСА, чтобы удостовериться в подлинности страховки.

РСА предоставил всем желающим возможность проверять ОСАГО в онлай-режиме. Напоминаем, что у нас вы можете совершить проверку подлинности полиса по базе РСА .

В 2021 году доступны следующие виды проверок:

  1. По номеру страховки. Следует выполнить вход на сайт РСА, заполнить предложенную форму, вписав данные о документе, пройти проверку безопасности и подтвердить запрос с помощью кнопки "Поиск". Система выдаст информацию в виде таблицы, в которой будут указаны дата, статус, наименование страховщика, период действия полиса.
  2. По VIN машины. Для получения информации заходим на сайт РСА, выбираем соответствующую запросу ссылку, в открывшиеся поля вносим в указанные в бланке серию и номер, подтверждаем безопасность и нажимаем "Поиск". На экране появятся регистрационный номер, номер кузова или VIN, статус документа и название страховщика.
  3. По госномеру. Если ДТП случается на дороге, пострадавший может оперативно совершить проверку по номеру машины.
  4. По фамилии владельца. Точно узнать о подлинности приобретенного документа по фамилии владельца можно в офисе страховой компании, поскольку одной фамилии недостаточно для получения всех интересующих сведений.

Что делать, если полис ОСАГО отсутствует в базе РСА?

Вся информация вносится в базу РСА практически сразу после оформления полиса ОСАГО, однако из-за перегруженности данные могут появиться немного позже.

Рассказываем, что делать, если все же полис есть, а базе РСА отсутствует. Согласно закону, страховая организация обязана передать информацию о подписании страхового договора в систему РСА не позднее 1 рабочего дня с момента оформления страховки (п. 7 ст.15 ФЗ «Об ОСАГО»).

Во время проверки страховки смотрим на статус документа. У действующего бланка он должен быть таким – «находится у страхователя».

Не нужно сразу переживать, если после оформления полиса в РСА он все еще имеет статус "находится у страховщика". Вероятнее всего, агент просто еще не успел внести изменения в АИС.

Страховщик должен внести в базу РСА информацию об изменении каких-либо данных, указанных страхователем в заявлении на заключение страхового договора не позднее 5 суток с момента внесения изменений в договор (положение Центробанка России № 431-п).

Владелец полиса имеет полное право заявить о факте поддельного бланка, как только он будет находится в одном из этих статусов:

  1. "Утратил законную силу"
  2. "Напечатан производителем" (документ не был передан в СК)
  3. Утерян

Как действовать, когда вы поняли, что купили поддельный полис? Если с момента покупки прошло еще мало времени, то шансы вернуть потраченные деньги вполне хорошие. Сначала следует написать заявление в правоохранительные органы, приложив фальшивый полис и любой документ, являющийся подтверждением покупки (квитанция или чек). В заявлении нужно подробно описать все обстоятельства покупки полиса ОСАГО, указав всю известную вам информацию о страховом агенте.

Данные о заключении договора страхования также могут отсутствовать в единой страховой базе РСА по следующим причинам:

  1. Страховщик не передал данные о водительской истории своего клиента
  2. В базу передали недостоверную информацию (с ошибками), поэтому она не может быть привязана к автовладельцу
  3. Технические сбои в работе программы
  4. Обмена прав автовладельцем (информация в АИС осталась привязана к старому документу)
  5. Страхователь только получил права и оформляет страховку впервые

Для того, чтобы наверняка убедиться в том, что полис ОСАГО отсутствует в базе можно с помощью отправки письменного обращения в РСА.

База ЕАИСТО и подлинность техосмотра

Пару лет назад полномочия по проведению технического осмотра перешли от государства к частным организациям. В связи с этим была создана общая автоматизированная система для ввода данных о прохождении ТО – ЕАИСТО.

В 2020 году любой желающий может их самостоятельно скачать из Интернета и заполнить. Отличить настоящую диагностическую карту от поддельной помогает именно электронная база ЕАИСТО, в которой собраны данные обо всех действующих картах.

Согласно закону, при заключении договора ОСАГО, страхователи должны предоставить в компанию сведения о пройденном техосмотре. Реквизиты карты диагностики также вносятся в заявление. Если договор заключили, это значит, что с техническим состоянием машины все хорошо, а водитель допущен к управлению.

Страховые организации всегда проверяют диагностическую карту на подлинность с помощью ЕАИСТО. В редких случаях водителю удается заполучить страховку при поддельной карте либо вообще без нее. При этом, в случае попадания в ДТП документы все равно подвергаются повторной проверке. Фальшивый документ обязательно обнаружат, а автовладелец лишится возмещающей выплаты.

Как проверить карту по базе ЕАИСТО?

Совершить проверку по единой базе ЕАИСТО очень просто. Нужно лишь ввести какой-то один параметр из данных автомобиля, после чего система автоматически выдает всю необходимую информацию о статусе диагностической карты, если, конечно, она зарегистрирована и числится в базе. Способ оформления карты не важен.

Для проведения проверки диагностической карты следует заполнить одно или несколько пустых полей:

  1. VIN-код автомобиля (индивидуальный набор из 17 цифр и букв);
  2. Восьмизначный госномер;
  3. Номера на кузове или шасси (10 знаков);
  4. Реквизиты самой карты диагностики (15-21 цифра);

После этого остается только нажать на кнопку "Поиск". Все предоставляемые данные абсолютно точны и достоверны. Результат выдается моментально, особенно при введении поиска по госномеру машины. Задержка выдачи данных может произойти из-за плохого выбора сайта, предоставляющего некачественный онлайн-сервис, а также проведения профилактических работ в базе со стороны органов ГИБДД. В последнем случае рекомендуется сделать повторную проверку позже. Прохождение проверки доступно в любое время суток.

Аналогичным способом пробивается и технический осмотр по базе РСА: вводится один из параметров и нажимается кнопка поиска. В окне должна отобразиться диагностическая карта вместе с датой прохождения ТО. Проверить подлинность документа можно сразу во время получения карты в пункте техосмотра, поскольку сведения о ней моментально заносятся в базу ЕАИСТО.

Система дает возможность определить действительность ТО любого транспортного средства. Электронный сервис позволяет не только проверить номер диагностической карты, а также увидеть дату прохождения последнего ТО, историю предыдущих проверок.

После запроса пользователя система может выдать следующее:

  1. Техосмотр пройден, на экране видна информация о модели авто, марке и дате выдачи карты, срок ее действия;
  2. Требуется ТО: период действия техосмотра машины истек, но период действия документа не указывается;
  3. Карта не найдена, сведения в базе отсутствуют. Машина не прошла ТО, потому что недавно сошла с конвейера и эксплуатируется менее 3-х лет.

Не нужно сразу переживать, если данные о вашем автомобиле отсутствуют в базе ЕАИСТО, ведь система обновляется в определенные временные промежутки. 

ЕАИСТО изначально принадлежит ГИБДД, но участие в ее наполнении принимает и РСА, которое объединяет все страховые фирмы. Поиск по базе совершается с помощью онлайн-системы РСА либо на сайтах, связанных с данной организацией.

Сейчас каждая организация (СТО) должна проходить аккредитацию в РСА с последующим получением функции оператора. Сотрудники лицензированных компаний могут вносить данные в базу ЕАИСТО. Информация о проведенном ТО вводится со специального оборуданного в офисе страховщика аппаратного комплекса. Это нужно, чтобы защититься от несанкционированного доступа со стороны мошенников.

Автомобилист по своему выбору может провести технический осмотр в любом из аккредитованных автосервисов. Удостовериться в подлинности полученного документа можно в реестре СТО от РСА.

Что делать, если диагностическая карта не найдена?

Бывает и такое, что по итогам поиска в базе ЕАИСТО программа выдает отрицательный ответ.

Карта техосмотра может не обнаружиться по следующим причинам:

  1. Сайт с базой ЕАИСТО был недоступен в момент проверки, выполнялось обновление. Следует повторить попытку позже
  2. В поля введены неправильные данные (с ошибкой)
  3. Транспортное средство не прошло ТО, соответственно, никаких сведений в базе нет

Если автомобилист приезжал в сервисный центр и делал диагностику, стоит обязательно позвонить и уточнить причину отсутствия информации в базе.

В каждой системе существуют свои преимущества и недостатки, однако дистанционная форма проверки очень удобна как для автовладельцев, так и для страховых компаний. Информация всегда доступна, достаточно лишь воспользоваться смартфоном, планшетом или компьютером.

Подросток, проживающий в Омской области, на автомобиле сбил водителя мотоцикла. У обоих водителей отсутствовали права для управления транспортом. 19-летнему мотоциклисту потребовалась помощь медиков. ДТП случилось вечером в Оконешниковском районе. 17-летний подросток без прав проезжал на автомобиле марке "Nissan" по улице Коммунистической. По ... подробнее

Вам будет интересно

Отзывы

Первый раз страховался в этой компании и был в приятном шоке от такого классного отношения сотрудников. Через 5 минут уже приняли, все соблюдают масочный режим, даже перчатки есть. Все объяснили подро ... подробнее

Оформляла электронный полис е-осаго в АльфаСтраховании, сначала все шло хорошо,даже обрадовалась, что быстро и без проблем оформлю, все было круто и понятно, а потом резко выскочила ошибка,страница об ... подробнее

Не понятно как все работает со страховыми полисами. Оформлял осаго на полгода, после чего решил продлить, ну и доплатил. Попал в дтп, а спустя какое-то время получил письмо на почту, что компании Рене ... подробнее

Ужасное отношение к клиенту - сотрудники ничего не объяснят, после оплаты для оформления электронного полиса выяснилось, что полис не был оформлен, хотя оплату взяли. Потребовались длительные нервотре ... подробнее