Почему таксисты ездят без ОСАГО?

Почему таксисты ездят без ОСАГО?

Таксисты, работающие без наличия полисов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), создают большие проблемы для жителей крупных городов.

Новости об авариях с участием такси поступают ежедневно из разных регионов РФ. 6 ноября 2020 года трое человек пострадали в ДТП в Петрозаводске, 10 ноября произошла серьезная авария с таксомотором во Владивостоке, а днем ранее случилось ДТП в Краснодаре, участниками которого оказались сразу три водителя такси. В газете "Известия" решили подробнее разобрать данный вопрос.

Значительная аварийность изначально была присуща этой сфере транспорта. Как раз из-за высоких рисков стоимость годового полиса ОСАГО для автомобиля такси может составлять 60-70 тысяч рублей. Некоторые лизинговые компании и таксопарки с плохой историей сталкиваются с трудностями при оформлении полисов, либо просто получают отказы от страховщиков, потому что их машины постоянно попадают в ДТП.

Согласно общей статистике, примерно 40% автомобилей в таксопарках и лизинговых компаниях попадают в аварии. Чтобы хоть как-то получить доступ к страховке, лизингодатели заключают полисы "автогражданки" с франшизой 30-50 тысяч рублей. Соответственно, мелкие повреждения такие полисы покрывать не будут. Только дела с каждым годом обстоят все хуже: ДТП с участием такси растет, число смертей самих водителей тоже. Именно поэтому страховщики и поднимают цены на открытые полисы для таксистов, нужно ведь хоть как-то покрыть эти расходы, поделился с "Известиями" председатель общественного движения «Форум Такси» Олег Амосов.

Он также отметил, что здесь речь идет только об ОСАГО на неограниченное число водителей. В случае, когда на машине работают всего несколько конкретных водителей с чистой историей, страховка будет стоить намного дешевле (около 11-12 тысяч рублей за обычный седан для такси).

«Если же таксопарк или лизинговая компания пытается оформить полис на открытое количество водителей, цена ОСАГО взлетает до 60–70 тыс. рублей. Дело — в рисках. В одном из таксопарков в Москве, с которым я сотрудничаю, из 200 автомобилей 30 разбили за два месяца. Это те, которые уже встали на прикол, мелкие ДТП никто не считает» — прокомментировал Амосов.

Эксперт также высказал свое мнение по поводу причин высокой аварийности таксистов. Чтобы работать, им нужно быть на линии по 14 часов. Конечно, накапливается усталость. Уже через год на новой машине пробег уже 140-150 тысяч километров, при этом нужно вкладываться в ремонт и платить кредиты. Имеют место переработки, низкая квалификация, качество автомобилей. Главная причина — это водители-иностранцы. Для того, чтобы работать в России, они должны получить патент в налоговом органе. Если он отсутствует, их нанимателей штрафуют на 300 тысяч рублей, а нарушителей высылают из страны. А в такси, когда такой человек берет автомобиль в аренду, то не заключает трудовой договор. Выходит, что жители Киргизии с местными правами или приезжие из Таджикистана берут машины в прокат, а потом попадают на них в аварии. В случае чего, взять с них нечего.

И по итогу отвечать перед владельцами поврежденных автомобилей приходится автопаркам. Но и у них возможность закрыть обязательства есть не всегда.
 
Идентифицировавшие себя водители такси имеют возможность приобрести ОСАГО без проблем, пояснил координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

«Например, я открываю ИП «Шкуматов» и работаю в такси. У меня есть история вождения, в ней нет никаких серьезных ДТП. В таком случае мне ОСАГО продадут. Но если это таксопарк, который сдает автомобили в аренду, то им ОСАГО никто не оформит. И я это прекрасно понимаю. Такси попадает в ДТП по вине водителя примерно в 15 раз чаще, чем обычный автомобиль. И на больший пробег тут списать аварийность не получается», — рассказал Шкуматов. Ранее он продолжительное время сам работал таксистом.

По оценке координатора, рынок такси разделился на две части: легальные водители с чистой историй и другие, в основном приезжие и аварийные водители.

«И вот последних как раз страховать уже никто не хочет. Это жутко убыточно — покрывать риски этих аварийных болидов на колесах. Даже 70 тыс. рублей их не покрывают. Поэтому такие таксисты просто ездят без ОСАГО, а пострадавшим водителям они говорят, что не местные и покрыть ущерб за поврежденный автомобиль у них нет никакой возможности. Поэтому инспектора ГИБДД, сотрудники МАДИ должны постоянно проверять эти автомобили, отправлять машины без ОСАГО на штрафстоянки до устранения причин задержания», — считает Шкуматов.

Для ответственных водителей такси сложившаяся ситуация на рынке "вызывает фундаментальные проблемы", поделился президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Выходит так, что система ОСАГО работает не в полную силу: одни не покупают полисы, а другим их не продают. Обычным же водителям страховые компании предлагают докупать опции с защитой от водителей без страховки. Проще говоря, страховать не только свою, но и чужую ответственность, возмущается Шапарин.

Тот случай, когда страховые компании отказываются продавать полисы ОСАГО каким-либо участникам дорожного движения, будь то такси или личный транспорт, является абсолютно неправовым. Санкции к нарушителю применяет регулятор в лице Центрального Банка РФ.

Если у виновника ДТП отсутствует полис ОСАГО, нужно немедленно сообщить о случившемся в ГИБДД, напоминает ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала. Дежурный окажет помощь с логистикой дальнейших действий.

Страховщики могут получить доступ к городским камерам наблюдения в Москве. Переговоры об этом уже ведутся. Страховщики рассчитывают на получение прямого доступа к камерам столицы, сообщили в газете "Коммерсант". Нововведение должно упростить урегулирование сложных дорожных инцидидентов, а еще исключить мошенничество при оформлении дорожно-трансп ... подробнее

Вам будет интересно

Отзывы

Здравствуйте. Вернули страховую премию очень быстро, никаких проблем не возникло, никаких вопросов также не было в период охлаждения.
Решила не ездить по местным офисам, поскольку не было времени на в ... подробнее

Пару дней назад истек срок действия полиса осаго, без проблем получилось оформить его на сайте вск, даже еще одного водителя смог вписать в полис.
Очень удобный сайт, все понятно, как заполнять, оплач ... подробнее

Работа страховой и сервис полностью устроили, оформлял полис каско. Попал в дтп и компания Согласие меня отправила в автосервис. Сразу же удалось подать заявление и даже сделать осмотр всех повреждени ... подробнее

Оформлял тут полис ОСАГО онлайн, все очень понравилось, быстрое и удобное оформление, внёс данные и оплатил полис через сбербанк. Пришло смс подтверждение на оплату, и все. Полис выслали на электронны ... подробнее