ВС проверит новые правила экзамена на права
Верховный суд проверит новые правила экзамена на права.
Автошколы считают, что новые правила ставят их в невыгодное положение. Теперь на экзамене за дублирующими педалями сидит инспектор ГИБДД, однако ответственность за аварию все равно несёт школа как владелец машины.
12 августа Верховный суд рассмотрит иск автоинструктора Бориса Свидлера к МВД (№ АКПИ21-535). Он просит признать недействительными п. 175 и п. 179 Административного регламента МВД по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами, который министерство утвердило приказом № 80 от 20 февраля 2021 года.
Данные пункты требуют, чтобы во время экзамена за дублирующими педалями на переднем пассажирском сиденье находился экзаменатор ГИБДД. Ранее ими мог пользоваться инструктор, представляющий автошколу.
Заявитель считает норму рискованной для автошкол, сообщает «Коммерсант», который ознакомился с подробностями административного иска. Сегодня 60-80% экзаменов проводятся на машинах, принадлежащих школам. Ранее для страхования от возможных ДТП хватало полиса ОСАГО, поскольку за дублирующими педалями был представитель автошколы.
После вступления в силу нововведений, требуется заключать «открытый» договор ОСАГО, по которому возмещение ущерба не зависит от того, кто за рулем. Такой договор дороже стандартного примерно в два раза. Однако все равно не ясно, кто несёт ответственность при аварии.
Статус инспектора ГИБДД в законе не урегулирован, отметил Свидлер. При этом ученик, находящийся за рулём, ещё не имеет статуса водителя. Инструктор в лучшем случае находится на заднем сидении.
Согласно нормам Гражданского кодекса, собственник несет ответственность за причиненный его транспортным средством ущерб, если не будет доказано, что он передал право владения им другому лицу в установленном законом порядке. Однако новые правила проведения экзаменов не подразумевают такой передачи.
Так, данные изменения возлагают на автошколы необоснованные риски, а также потенциальные расходы, сказал Свидлер. Изначально он обращался в прокуратуру Кемеровской области за разъяснениями, но там ему предложили направить заявление в ВС.
Коллегия Верховного суда по гражданским делам приняла иск к рассмотрению.
Глава Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева отмечает, что после вступления в силу нового регламента аварии во время экзаменов стали происходить чаще: инспекторы ГИБДД не всегда хорошо умеют пользоваться дублирующими педалями.