Почему страховщики не хотят продавать ОСАГО?
Российским автомобилистам все чаще стали отказывать в получении полисов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), пишут «Известия» со ссылкой на Центробанк.
Так, в некоторых регионах страховку не оформляют четырём из пяти водителей, хотя это является незаконным.
Проблемы возникают также при оформлении электронных полисов ОСАГО. В июне 2022 года более 40% клиентов получили отказ — страховщики объясняли это технической ошибкой. Годом ранее банный показатель составлял 26%.
Особые сложности в оформлении полисов на Дальнем Востоке, где документ выдали лишь каждому пятому обратившемуся. Согласно данным газеты, пик отрицательных решений пришелся на апрель, а в мае—июне их количество удалось снизить.
К слову, доказать сам факт незаконного отказа автомобилистам непросто, отмечает автор Telegram-канала «Юризм» Илья Афанасьев:
«На страховщиков нет рычагов давления в данном случае, и они из-за повышения убыточности в связи с ростом цен на запчасти или их отсутствием просто-напросто решили прикрыть лавочку и страховать меньше ОСАГО. Расширение коридора базового тарифа поможет им больше зарабатывать, но детали от этого не появятся. Стоимость в любом случае вырастет на 25% минимум, то есть понижения не будет — об этом надо забыть.
И то, что коридор расширили в обе стороны, это как бы страховщикам надо просто перейти на выплаты деньгами. В этой ситуации автомобилисты могут прийти со свидетелем или записать отказ на видео. Письменный отказ им никто не даст. Он будет вербальный, причем там придумают все что угодно: висит база в РСА, страховой, зависли компьютеры, нет бланков. В таком случае надо просто пытаться оформлять ОСАГО электронно — больше никак. Либо через брокеров».
«Известия» напомнили, что в июне Центробанк предложил расширить коридор базового тарифа ОСАГО на 26% вверх и вниз. Максимальная ставка для легковых авто может подняться до 7,5 тыс. руб. Такие планы регулятор объяснил подорожанием запчастей. Кроме того, Российский союз автостраховщиков (РСА) в конце апреля запустил перестраховочный пул по ОСАГО.
Как раз эта мера помогла сократить число жалоб на отказы, комментирует исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.
Расширение тарифного коридора, конечно, всех проблем не решит, но поспособствует сохранению доступности страховки.
«Мы не видим всплеска жалоб. С запуском перестраховочного пула с середины мая наблюдаем, что, наоборот, ситуация достаточно стабильная. Рост был до апреля—начала мая.
Этот механизм позволял компании, даже если клиент довольно убыточный, проблемный, которому не хватает максимальной ставки по полису ОСАГО, не отказываться от него, застраховать, но, разместив его в перестраховочный пул, компенсировать свои убытки за счет всего страхового рынка. То есть это было такое перераспределение проблемных потребителей между страховщиками. Перестраховочный пул защищал от тех случаев, когда клиент невыгоден компании, но она, чтобы не нарушать закон, не отказывает ему. На автомобилисте это никак не сказывается.
В мае, когда мы делали анализ, у нас не было сильного повышения стоимости ОСАГО, несмотря на то, что цены на запчасти уже росли и страховщики знали, что с 19 июня начнут действовать новые справочники.
Мы очень надеемся, что подорожание деталей остановится, однако они будут стоить больше, чем в январе, например. Это повлияет и на ценник ОСАГО. Однако сразу хочу сказать, что полис будет дороже для тех, кто является нарушителем правил дорожного движения, часто попадает в ДТП, то есть для плохих водителей. Для добросовестных автомобилистов, у которых хороший КБМ, которые относятся к менее рисковой группе, если и будет рост, то небольшой, а для некоторых не будет никаких изменений», - объяснил директор РСА.
В Центробанке также добавили, что водители стали чаще жаловаться на навязывание дополнительных страховок при продаже ОСАГО. Согласно данным регулятора, клиенту чаще всего предлагают купить пакет, который включает в себя полис от несчастных случаев и болезней, а также каско.